Деятельность

Доклад министра на расширенном совещании о результатах деятельности министерства экономики и конкурентной политики в 2016 году и задачах на 2017 год

Вступление

В своем отчетном докладе я коротко остановлюсь на основных результатах деятельности министерства в минувшем году и более подробно – на задачах  2017 года и той работе, которую нам необходимо выполнить для их решения.

1. Основные итоги и тенденции социально-экономического развития Нижегородской области

Вначале, как всегда, несколько слов об итогах экономического развития области в отчетном 2016 году.

Основными факторами, повлиявшими на эти итоги, были продолжающаяся геополитическая напряженность вокруг России в форме сохранения санкционных режимов и экономической неопределенности для хозяйствующих субъектов.

С одной стороны, санкции и высокий курс доллара играли положительную роль, стимулируя импортозамещение, в основном в оборонном комплексе и сельском хозяйстве, с другой, экономическая неопределенность и низкая доступность кредитов ограничивали инвестиционную и инновационную активность бизнеса.

В основном секторе экономики – промышленности, в виду диверсифицированности ее структуры и различной степени устойчивости отдельных отраслей, суммарный вектор динамики сложился положительным – индекс промпроизводства составил 105,5% к уровню 2015 года, в т.ч. в обработке – 106%.

Произошло восстановление роста в двух ключевых отраслях после двухлетнего падения – в нефтепереработке и автопроме. В третьей основной отрасли обработки – металлургии, напротив, прошлогодний рост сменился падением объемов производства, что вызвано нестабильной ситуацией с заказами на трубы большого диаметра для крупнейшего предприятия отрасли.

Среди других обрабатывающих производств следует отметить те, в которых существенный рост наблюдается второй год подряд – это химия, где сохраняется эффект отдачи от ранее реализованного инвестпроекта по созданию крупного импортозамещающего производства ПВХ, и две отрасли, которые относятся к ВПК – производство машин и оборудования и радиоэлектроника.

К сожалению, положительная динамика производственных показателей не сопровождается пока соответствующим ростом реальных зарплаты и доходов населения, что сказывается на потребительском спросе и обусловливает стагнацию в таком секторе экономики как торговля.

С учетом снижения объемов в строительстве, происходящего на фоне инвестиционной ямы, в целом, экономический рост в Нижегородской области (ИФО ВРП) по итогам  2016 года оценивается нами в 100,7% к предыдущему году.

Вместе с тем, принимая во внимание значения таких макроэкономических показателей как инфляция, которая составила всего 105,4%, и занятость населения,  а в Нижегородской области один из самых низких уровень зарегистрированной безработицы, результаты года можно оценить как стабильное развитие, пусть и незначительными пока темпами. При том, что в среднем по России динамика промышленного производства по итогам 2016 года существенно ниже – 101,1% (в обработке – 100,1%), а темп роста экономики в целом менее 100% (ИФО ВВП – 99,8%).

Теперь – о результатах работы министерства.

2. Системное управление социально-экономическим развитием области

2.1. Прогнозирование социально-экономического развития

Одной из важнейших функций министерства экономики и конкурентной политики является прогнозирование социально-экономического развития, поскольку определяемые нами параметры берутся за основу при формировании бюджета области.

Поэтому мы ежегодно анализируем качество нашей работы. Итоги 2016 года свидетельствуют, что по большинству прогнозируемых показателей социально-экономического развития области, а именно по 30 из 42, прогнозные значения достигнуты. По остальным показателям отклонение фактического значения от прогнозного в 60% случаев не превышает 2%, т.е. статистической ошибки.

Учитывая макроэкономическую неопределенность 2015 года, в условиях которой разрабатывался прогноз на 2016 год, можно рассматривать этот результат как положительный.

2.2. Стратегическое планирование

В соответствии с новым федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогноз социально-экономического развития включен в систему стратегических документов субъекта РФ. В 2016 году весь цикл прогнозирования впервые осуществлялся в соответствии с требованиями этого закона, для чего была разработана вся необходимая нормативная правовая база для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования.

Осуществлена полная взаимоувязка показателей среднесрочного прогноза и индикаторов Государственных программ Нижегородской области, которые также отнесены к стратегическим документам. Прогноз на 2017-2019 годы прошёл общественное обсуждение.

При методологической поддержке минэкономики аналогичные процедуры внедрены и на муниципальном уровне.

Все разработанные стратегические документы регионального и муниципального уровня зарегистрированы в федеральной информационной системе (всего по области около 1000 документов – прогнозы НО и ОМСУ, государственные и муниципальные программы, включая программы поселений, схемы территориального планирования).

Согласно рейтингу Минэкономразвития РФ Нижегородская область вошла в пятерку лидеров среди регионов России по итогам реализации федерального закона о стратегическом планировании в 2016 году.

2.3. Реализация Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Нижегородской области

Возвращаясь к фактическим итогам отчетного года, следует отметить, что, определенную роль в их обеспечении, безусловно, сыграли меры государственной поддержки в рамках реализации в 2016 году федерального и регионального планов устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Минэкономики координировало разработку и реализацию регионального плана и мониторинг выполнения мероприятий федерального плана.

Мы проанализировали результаты: за 2016 год в Нижегородскую область было дополнительно привлечено порядка 1,6 млрд рублей федеральных бюджетных средств и средств институтов развития – это на треть больше, чем в рамках антикризисных мероприятий 2015 года. В социальной сфере федеральные средства направлялись, прежде всего, на снижение напряженности на рынке труда, организацию отдыха детей, лекарственное обеспечение граждан; в экономике – на поддержку системообразующих организаций, нижегородских производителей сельхозтехники. Кроме того, нижегородские предприятия  получали поддержку из Фонда развития промышленности в виде льготных займов и субсидий, а также из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

2.4. Реализация Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года

Одной из приоритетных работ минэкономики в 2016 году был мониторинг выполнения «майских» Указов Президента России (от 7 мая 2012 года №№ 596-606). Анализ данных мониторинга показал, что по большинству целевых показателей (общее количество установленных целевых показателей – 41) плановые значения на 2016 год выполнены. Невыполнение ожидается по двум показателям: отношение объема инвестиций к ВРП и реальная заработная плата, что обусловлено, как уже было сказано,  объективными внешними факторами.

Все целевые показатели, установленные президентскими указами, включены в качестве индикаторов в областные государственные программы.

2.5. Программное планирование, ориентированное на результат

Минэкономики осуществляет методологическое сопровождение программного планирования органами исполнительной власти своей деятельности.

В 2016 году 95% общих расходов областного бюджета (в 2014 году – 29%, в 2015 году – 93%) осуществлялись в рамках госпрограмм области: объем финансирования 25 госпрограмм составил 112,3 млрд рублей, что на 5,7 млрд. руб. больше, чем в 2015 году. Большая часть этих средств, более 80%, была направлена на развитие социальной сферы и транспортной инфраструктуры – 91,3 млрд руб.

Одним из приоритетов реализации государственных программ является привлечение федеральных средств. В целом в 2016 году в область поступило 34,5 млрд рублей средств федерального бюджета.

Часть средств в рамках госпрограмм направляется на объекты капитального строительства. Государственным заказчиком Адресной инвестиционной программы Нижегородской области является минкономики.

Из 151 объекта, строящегося в рамках АИП, 64 объекта – муниципальные. В 2016 году муниципалитеты на вложенные из местных бюджетов 369 млн. руб. привлекли на свои территории более 4 млрд. руб. из областного бюджета и практически 2,5 млрд. руб. из федерального, т.е. в 17 раз больше собственных средств.

Общий объем государственных инвестиций за отчетный год составил 14,2 млрд рублей, половина из них – из областного бюджета. 

3. Эффективность управления

3.1. Обеспечение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В условиях ограниченности финансовых ресурсов огромное значение имеет эффективное использование бюджетных средств. В этих целях минэкономики совместно с ГБУ «Нижегородсмета» продолжало работу по экспертизе сметной документации объектов строительства, формированию рекомендуемых предельных цен на товары, работы, услуги для государственных нужд Нижегородской области. Кроме того, по запросам заказчиков проводился мониторинг цен на оборудование различного назначения, транспортные средства, топливо с целью обоснования начальных цен контрактов.

В результате проведенной работы снижение стоимости составило 770,5 млн рублей, это на 27% больше экономии, достигнутой в 2015 году.

3.2. Реализация Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Большой блок работы минэкономики связан с развитием контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

В целях централизации госзакупок их организация в 2016 году проводилась через ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области». В результате за прошедший год организовано 1305 торгов на общую сумму 34 млрд рублей, из них 10% - в  виде конкурсных процедур и 90% - посредством электронных аукционов. Экономический эффект составил 1,6 млрд рублей. При этом в 64% случаев победителями закупок были нижегородские производители.

Помимо работы с государственными региональными заказчиками через ГКУ «Центр размещения заказа» осуществлялась работа по централизации закупок для муниципалитетов по объектам строительства за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета – на сумму 1,8 млрд рублей.

В отчетном году были организованы масштабные совместные торги для государственных и муниципальных заказчиков Нижегородской области:

- на поставку угля на отопительный сезон 2016-2017 годов для 226 заказчиков на общую сумму 90,5 млн руб.;

- на обеспечение продуктами питания в 2017 году для 1265 учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты Нижегородской области на общую сумму 2,7 млрд руб.

Подробная информация о деятельности министерства размещена на официальном сайте, где в соответствии с требованиями федерального законодательства представлен полный функционал министерства экономики и конкурентной политики.

4. Основные задачи на 2017 год

Прежде всего, на федеральном уровне в 2017-2018 годах будет осуществляться разработка важнейших документов стратегического планирования – Стратегии социально-экономического развития, Стратегии пространственного развития и Стратегии развития макрорегионов России.

Наша задача – совместно с органами исполнительной власти обеспечить максимально возможное участие в разработке этих документов, с тем чтобы в них были учтены интересы Нижегородской области, и, при необходимости, своевременно провести корректировку региональных и муниципальных стратегических документов, поскольку в соответствии с федеральным законом они должны быть согласованы между собой.

Вторая задача, которая также носит стратегический характер, это поиск новых источников экономического роста. О необходимости ускорения развития России говорил Президент в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации: к 2020 году темпы экономического роста должны быть не ниже среднемировых, т.е. не ниже 3,5% в год. К маю текущего года Правительство России должно сформировать план действий по достижению этой целевой установки.

Что касается Нижегородской области, то в нашем среднесрочном прогнозе заложен рост до 2,5% в год к 2019 году, а в целевом варианте долгосрочного прогноза (при благоприятной геополитической ситуации и макроэкономической стабильности внутри страны) – увеличение среднегодовых темпов роста до уровня 4-5%.

Что же мы предполагаем делать в рамках этой задачи? Начнем с мобилизации внутренних ресурсов. По поручению Губернатора нами разработана концепция работы по расширению собственного производства на территории области.

Дело в том, что существующий потенциал нижегородской промышленности используется не в полной мере. По данным статистики из 120 наблюдаемых товарных позиций только по 23-м средний уровень использования мощностей находится в диапазоне 90-100%, а по остальным товарным позициям уровень загрузки ниже.

В то же время, по тем товарным группам, которые мы могли бы производить сами, осуществляется значительный по объемам ввоз продукции из-за пределов области, т.е. наши производители вытесняются с нашего же регионального рынка.

В связи с этим, значительным источником экономического роста может стать развитие внутренней кооперации с целью дозагрузки предприятий и удовлетворения потребностей региональной экономики за счет собственного производства.

Вторым по счету, но, пожалуй, первым по значимости источником экономического роста является технологическое развитие. Низкий спрос на нижегородскую продукцию и соответствующие значительные объемы ввоза, о чем было сказано выше, как правило, обусловлены проигрышем наших предприятий в соотношении «цена/качество».

Поэтому любой проект по расширению собственного производства должен содержать технологический компонент, направленный на внедрение новых производственных технологий и на ресурсосбережение, с целью снижения затрат, себестоимости и, соответственно, повышения конкурентоспособности нижегородской продукции.

Это особенно актуально, поскольку анализ статданных свидетельствует о том, что в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры происходит снижение инновационной активности предприятий, в т.ч. по внедрению именно технологических инноваций.

Кроме того, проведенная минэкономики оценка технологической структуры производственного сектора экономики региона на основе общепринятого определения технологических укладов свидетельствует, что большая его часть (85%) относится к третьему и четвертому технологическим укладам (приблизительно такая же структура и по России в целом).

Таким образом, технологическое развитие нижегородских предприятий должно быть направлено на переход к пятому – к цифровой экономике и шестому технологическим укладам,  т.е. на внедрение IT-технологий, автоматизацию и роботизацию производственных процессов, использование наноматериалов, биотехнологий.

Технологическое развитие требует значительных инвестиций, и здесь нам своих внутренних ресурсов, скорее всего, не хватит. Поэтому еще одним источником ускоренного развития является концентрация на территории области капитала крупных российских и зарубежных компаний, которые могут выступить профильными инвесторами и обеспечить внедрение передовых производственных технологий.

Наша концепция определяет систему мероприятий, которые позволят активизировать эти новые источники экономического роста,  и распределяет зоны ответственности отраслевых органов исполнительной власти области.

Конечной ее целью является поиск и поддержка конкретных проектов, реализация которых приведет к расширению собственного производства на основе их технологического обновления.

Следует отметить, что у нас есть резерв уже готовых проектов по созданию новых производств, которые в настоящее время по тем или иным причинам испытывают трудности с реализацией – это проекты программ развития производительных сил городов и районов. В концепции предлагается проводить ежегодный отбор таких проектов для того, чтобы ускорить решение имеющихся проблем. Приоритетными критериями отбора будут – принадлежность к потенциальным нишам расширения производства, развитие внутренней кооперации, возможность экспортных поставок, импортозамещение и т.д.

Хочу обратить внимание присутствующих, что значение программ развития производительных сил нельзя недооценивать: за 10 лет их реализации в экономику области было привлечено порядка 620 млрд рублей инвестиций и создано более 70 тыс. новых рабочих мест. Необходимо активное участие органов местного самоуправления совместно с отраслевыми министерствами в реализации концепции расширения собственного производства с целью насыщения этих программ новыми инвестпроектами.

Отдельная задача увеличения темпов экономического развития заключается в сокращении «теневой экономики».

О расширении теневого сектора говорит и рост доходов населения, получаемый в скрытой форме. За последние годы удельный вес скрытой оплаты труда в структуре доходов населения значительно вырос и составил в 2016 году 34%. Приблизительная оценка позволяет говорить о том, что ежегодные потери налогов в связи с этим составляют около 18 млрд руб. (только от неуплаты НДФЛ).

Сокращение теневой экономики озвучено и министром экономического развития России Максимом Орешкиным в качестве одного из приоритетов будущего федерального плана действий по ускорению экономического роста.

На уровне региона считаю необходимым в текущем году усилить работу по выявлению нелегальной занятости в рамках рабочей группы по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы и снижению неформальной занятости в организациях Нижегородской области и в рамках межведомственных районных комиссий.

Вместе с тем, решение задачи вывода экономики из тени возможно не только административными мерами. Эффективным инструментом является создание комфортных условий для ведения бизнеса. Это многоаспектный вопрос, который включает в себя и развитие конкурентной среды, что относится к компетенции минэкономики.

Стандарт развития конкуренции у нас в области введен полностью. В 2016 году к этой работе были подключены муниципалитеты. Данный показатель учитывается в оценке эффективности деятельности руководителей субъектов РФ по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.

В 2016 году по оценке Аналитического центра Правительства РФ при участии ФАС, Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив Нижегородская область заняла 2 место в России по этому показателю.

В рамках стандарта мы ежегодно проводим мониторинг конкурентной среды, используя как информацию статистики, которая обследует с этой целью отдельные сектора экономики (розничную и оптовую торговлю, промышленность, строительство), так и результаты опросов предпринимателей по оценке конкурентной среды и административных барьеров в Нижегородской области, которые мы проводим совместно с ННГУ им.Н.И.Лобачевского.

По данным опроса 2016 года (было опрошено 582 предпринимателя) 42% предпринимателей оценивают уровень конкуренции как высокий (28%) и очень высокий (14%). При этом уровень конкуренции растёт, что подтверждается данными статистики: количество организаций в области ежегодно увеличивается за счет частных организаций, причем более существенными темпами, чем в среднем по России и ПФО.

Вместе с тем, проблемы остаются. Например, всего 8% респондентов считают, что выросла доступность услуг естественных монополий; только 14% говорят,  что стало меньше антиконкурентных действий органов госвласти и местного самоуправления; только 23% опрошенных утверждают, что уровень недобросовестной конкуренции в 2016 году снизился.

В связи с этим, нам необходимо установить обратную связь: чтобы результаты опросов отражались в корректировке действий органов власти по снятию остающихся барьеров.

В текущем году мы провели оценку работы ОМСУ по содействию развитию конкуренции. Первые места в рейтинге заняли г.о.г.Первомайск, Сосновский муниципальный район и г.о.г. Выкса.

Еще о нескольких задачах 2017 года мне хотелось бы упомянуть в своем докладе.

Отдельный блок работ т.г. связан с внедрением проектного управления в нашу деятельность. Необходимость  централизованного перехода к проектному управлению, а эта управленческая новация внедряется во всех регионах, обусловлена быстрыми изменениями внешней среды, на которые надо быстро и адекватно реагировать. Технологии проектного управления известны уже давно, пришло время и нам их освоить.

Проектное управление позволяет сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на приоритетных для текущего момента задачах – проектах, эффективность их решения повышается за счет личной ответственности руководителей проектов.

На федеральном уровне определены 11 стратегических направлений, в рамках каждого из них будут реализованы один или несколько приоритетных проектов или программ с горизонтом до 2025 года.

В регионах реализацию этих проектов будут осуществлять рабочие группы, которые к настоящему моменту уже созданы по каждому стратегическому направлению. В нашем регионе в некоторых группах участвуют и муниципалитеты.

Координацию и мониторинг реализации приоритетных проектов будет осуществлять региональный проектный офис, который создан при минэкономики.

Его задачами являются обеспечение максимального участия Нижегородской области в мероприятиях федеральных приоритетных проектов, подготовка региональных инициатив по расширению перечня реализуемых проектов, подготовка к участию в конкурсном отборе регионов по ряду проектов, который начнется уже в июне-июле т.г.

Среди 11 стратегических направлений есть направление «Моногорода» и соответствующая федеральная приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов». Минэкономики разработан сводный план по ее реализации на территории области. В соответствии с этим планом к настоящему времени по всем моногородам Нижегородской области сформированы паспорта программ комплексного развития, которые находятся на согласовании в федеральном Фонде развития моногородов.

Мы находимся в самом начале освоения проектного управления, на самом сложном этапе, поэтому большое значение имеет обучение. В 2016 году обучение прошли 5 команд – городских округов г. Выкса, г. Кулебаки, г. Первомайск, Навашинский и г. Володарск. Целью обучения является развитие проектных компетенций, навыков командной работы для реализации проектов, направленных на снижение монозависимости, создание рабочих мест и привлечение инвестиций. В 2017 году обучение управленческих команд моногородов продолжится.

В 2017 году одной из главных задач минэкономики будет активизация привлечения федеральных средств на территорию области.

Для максимального использования  всех возможностей по привлечению в регион федеральных средств мы расширяем сотрудничество с различными общественными организациями, прежде всего, с Агентством стратегических инициатив. Свои площадки и возможности предоставляет представительство Нижегородской области в Москве. Все эти организации вошли в специально созданную при минэкономики рабочую группу, работающую в оперативном режиме.

Прошу ОМСУ активно включиться в  подготовку заявок отраслевыми региональными министерствами и ведомствами  на привлечение федеральных средств, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов по 11 основным стратегическим направлениям, и по линии проектов «Единой России».

Минэкономики будет продолжать работу по повышению эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок для нужд области.

Хочу отметить, что общий процент снижения стоимости по объектам строительства муниципальной собственности в результате рассмотрения минэкономики ежегодно снижается (в 2016 году – 2,6%), что говорит о более качественной подготовке расчетов стоимости специалистами экономических служб ОМСУ. Однако, этот процент остается достаточно высоким по сравнению с результатами по объектам строительства госсобственности (0,5%).

Поэтому предлагаю усилить работу по подготовке качественной документации, а также принимать участие в обучающих семинарах по вопросам ценообразования, которые проводятся минэкономики и департаментом градостроительного развития.

Кроме того, обращаю ваше внимание, что с ноября 2016 года в соответствии с постановлением Правительства РФ (от 18.05.2009 №427) сметная документация всех объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта подлежит проверке на достоверность определения сметной стоимости.

Ранее заключения о достоверности требовалось только по объектам строительства с федеральным финансированием.

Прошу Вас, во избежание срыва сроков размещения извещений о закупке по объектам строительства, заблаговременно получать заключения о достоверности сметной стоимости в ГАУ Госэкспертиза Нижегородской области для направления полного комплекта документов в минэкономики.

Одним из приоритетных направлений федеральной политики в сфере закупок является перевод всех процедур в электронный формат. (Это, кстати, и есть переход на пятый технологический уклад в конкретной сфере – государственном управлении). Наша задача – своевременно обеспечивать в регионе техническую возможность для этого на базе программного комплекса «НЭТИС» по мере изменений федерального законодательства.

Второе направление  развития ИАС “НЭТИС» - стыковка информации по закупкам с информацией по государственным программам. Это, с одной стороны, создаст удобный способ для заказчиков планировать закупки в привязке к конкретным мероприятиям государственных программ, что особенно важно при их обосновании, а с другой стороны, предоставит возможность автоматизированного анализа целевого расходования средств в рамках данных мероприятий.

В текущем году будет продолжена работа по привлечению организаций-производителей и организаций оптовой торговли к участию в закупках малого объема с помощью модуля НЭТИС «Электронный магазин». Прошу подключится к этой работе администрации муниципальных районов и городских округов.

С 2002 года минэкономики является координатором официального сайта Правительства Нижегородской области, общий объем информации которого в настоящее время составляет более 100 тысяч станиц.

Ежегодно сайт Правительства посещают более 600 тысяч уникальных посетителей, которые просматривают в среднем около 4 миллионов страниц.

По результатам постоянного мониторинга уровня открытости и доступности официальных сайтов, который проводит Минэкономразвития России, на текущий момент сайт Правительства области занимает 13 место среди регионов РФ (в 2016 году – 18 место).

Вместе с тем, существующий дизайн сайта Правительства был разработан в 2011 году и не учитывает возможности современных средств доступа в Интернет. В связи с этим минэкономики запланировало в 2017 году разработку адаптивного дизайна, что позволит комфортно работать с сайтом с мобильных устройств и устройств с сенсорными экранами. Также запланировано обновление версии сайта для людей с ограниченными возможностями по зрению в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Как видите, задачи, стоящие перед нами, - масштабные, интересные, творческие. Решение их позволяет нам самим развиваться, повышать свой профессионализм, который, в свою очередь, обеспечивает получение конкретных результатов.

В заключение, хочу поблагодарить всех за готовность к сотрудничеству, практика показывает, что этот фактор может оказаться ключевым в успешной управленческой деятельности.

Дата создания страницы: 23.04.2008
Дата модификации страницы: 06.03.2017