Деятельность

Доклад на расширенном совещании о результатах деятельности министерства экономики в 2015 году и задачах на 2016 год

Вступление

2015 год был очень сложным для страны в целом и области в частности. Развитие экономики в этот период проходило под воздействием неблагоприятных внешних факторов, в том числе снижением цены на нефть, и в связи с этим девальвацией рубля, а также ужесточением санкций против России.

По базовому варианту прогноза Минэкономразвития РФ (который был взят в основу разработки прогноза развития нашего региона на 2015 год) цена на нефть закладывалась на уровне 100 долларов за баррель, по факту она опустилась до 51 доллара; курс доллара, вместо ожидаемых 37,7 рублей за доллар, повысился до 61 рубля. Таким образом, практически реализовался стрессовый сценарий развития экономики страны, разработанный Минэкономразвития еще в конце 2014 года.

1.  Системное управление социально-экономическим развитием области

1.1. Реализация Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Нижегородской области

Для нивелирования действия этих факторов на федеральном уровне был принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Аналогичные планы были приняты во всех регионах, в том числе и в Нижегородской области. Региональный план разрабатывался совместно с ОИВ и был направлен на развитие импортозамещения; обеспечение дополнительной поддержки агропромышленного комплекса; усиление поддержки инновационного малого бизнеса и предоставление нулевой налоговой ставки индивидуальным предпринимателям при применении упрощенной системы налогообложения, поддержку приоритетных инвестиционных и инновационных проектов. Общий объем финансирования мероприятий плана из средств областного бюджета составил более 3,5 млрд рублей.

Всеми органами местного самоуправления на своем уровне также были разработаны такие планы.

1.2. Реализация Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года

В 2015 году продолжалась работа по исполнению ранее данных поручений Президента РФ, предусмотренных в указах от 7 мая 2012 года №№ 596-606. Проводимый министерством мониторинг показал, что по большинству целевых показателей плановые значения на 2015 год выполнены (по 37 показателям из 41). Вместе с тем, ожидается невыполнение по четырем показателям: по двум экономическим показателям (производительность труда, реальная заработная плата), что связано с сохранением в текущем году неблагоприятной экономической конъюнктуры, снижением доступности кредитных ресурсов, а также высоким уровнем инфляции; а также по двум показателям здравоохранения (снижение смертности от болезней системы кровообращения, снижение смертности от новообразований), что обусловлено высокой долей населения старше трудоспособного возраста (на 01.01.2015 по области – 26,7%, по РФ – 24%).

1.3. Реализация прогноза социально-экономического развития Нижегородской области

Проводимая областным Правительством работа позволила сохранить положительные тенденции по итогам года. Прежде всего в ключевых отраслях реального сектора экономики.

На 2,4% (в сопоставимых ценах) увеличился объем производства в промышленности (в РФ – спад), в обработке рост составил 2,8%. Хочу особо подчеркнуть, что по итогам 2015 года мы выполнили прогноз по данным показателям.

Производство сельхозпродукции выросло на 2,2% в сопоставимых ценах (прогнозировалось – 3,2%).

Вместе с тем, в связи с более высоким, чем прогнозировалось, ростом уровня инфляции, ниже прогнозных значений оказались реальные денежные доходы населения, реальная заработная плата, а также показатели потребительского рынка (данные слайде).

Сокращение инвестиционного спроса из-за геополитической нестабильности, снижение объемов кредитования, и кроме того высокая база прошлых лет привели к снижению объемов инвестиций в сопоставимых ценах: по оценке - на 26% ниже уровня 2014 года (прогнозировался рост в 2015 году на 2,5%). Объемы жилищного строительства были на 21% ниже уровня 2014 года.

Аналогичные негативные тенденции в 2015 году наблюдались и в целом по России.

С учетом развития отраслей реального сектора и социальной сферы объем валового регионального продукта (в сопоставимых ценах) оценивается на уровне 2014 года (прогноз – 102,5%) (в РФ – 96,3%).

1.4. Формирование системы стратегического планирования

В 2015 году на основе федерального закона принят аналогичный региональный закон «О стратегическом планировании в Нижегородской области», в соответствии с которым формировалась единая система стратегического планирования в регионе, в рамках которой были разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки, мониторинга и корректировки документов стратегического планирования.

В октябре в Санкт-Петербурге прошел ХIV общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», на котором был озвучен рейтинг минэкономразвития России по итогам реализации Федерального закона в субъектах РФ, в котором Нижегородская область вошла в тройку регионов-лидеров.

1.5. Программное планирование, ориентированное на результат

Одним из элементов стратегического планирования является программное планирование, ориентированное на результат.

В течение года министерством оказывалась методологическая поддержка отраслевым министерствам и ведомствам, и проводилась экспертиза всех программ и планов по их реализации.

В результате, в 2015 году 93,3% от общих расходов областного бюджета (в 2014 году – 29%) осуществлялось в рамках госпрограмм области.

В 2015 году на реализацию мероприятий 24 госпрограмм области из средств областного бюджета было направлено 106,6 млрд рублей.   Наибольший объем областных средств направлялся на развитие социальной сферы, транспортной инфраструктуры – 88,1 млрд руб. Из местных бюджетов на софинансирование областных госпрограмм направлено 0,5 млрд рублей.

Министерство экономики является государственным заказчиком Адресной инвестиционной программы Нижегородской области. На ее реализацию в 2015 году было направлено 13 млрд рублей, из них 5,9 млрд рублей – из областного бюджета.  По сравнению с предыдущим годом значительно выросла доля средств, поступивших на реализацию программы из федерального бюджета: в 2015 году она составила 52%, тогда как в 2014 году – была всего 42%.

В течение 2015 года работы велись на 116 объектах, из них завершено строительство, реконструкция и капитальный ремонт 47 объектов, в т.ч. 40 в сельской местности.

Из 42 районов и городских округов, участвующих в программе, практически все выполнили свои обязательства в полном объеме.

В расчете на душу населения наибольший объем финансирования из областного бюджета в 2015 году в рамках программы был направлен в Краснооктябрьский, Воротынский, Тонкинский районы, г.о.г.Бор, г.о.г.Н.Новгород, наименьший - в Арзамасский, Ковернинский районы, г.о.г.Выкса.

В целом в 2015 году в область поступило 38,8 млрд рублей средств федерального бюджета.

Традиционными направлениями получения федеральной поддержки являются: реализация крупных объектов транспортной инфраструктуры (8 млрд рублей), модернизация промышленности (6 млрд рублей ежегодно), социальная поддержка граждан (4,3 млрд рублей), поддержка сельхозтоваропроизводителей (2,2 млрд рублей) и др. Кроме того, в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году привлечены средства на строительство стадиона в г.Н.Новгород (4,1 млрд рублей).

В текущем году работа по привлечению в область федеральных средств продолжается. Дополнительно к традиционным направлениям поддержки потенциалом по привлечению федеральных средств могут выступать программы, направленные на стимулирование инноваций и импортозамещение, развитие энергетики и энергоэффективности, укрепление единства российской нации и поддержку переселения соотечественников.

1.6. Экономическое развитие территорий

Одним из ключевых направлений региональной экономической политики является развитие производительных сил территорий области. Эта работа становится особо актуальной в настоящее время, когда происходят процессы реструктуризации крупных предприятий путем дробления на мелкие, что приводит к существенному сокращению доходов в консолидированный и местные бюджеты.

В 2015 году в целом по муниципалитетам осуществлялась реализация более 1,5 тысяч проектов и мероприятий в рамках программ развития производительных сил.

За год, по нашей оценке, в рамках Программ в экономику области было привлечено порядка 70 млрд руб. и создано около 8 тыс. постоянных рабочих мест.

В 2015 году продолжалась комплексная системная работа по развитию моногородов области (таких территорий в области 12: города Балахна, Володарск, Ворсма, Заволжье, Княгинино, Кулебаки, Навашино, Павлово, городские округа г.Выкса и г.Первомайск, а также р.п.Решетиха и р.п.Мухтолово).

Основной итог этой работы – стабильная, в целом, ситуация в них. Ни один моногород Нижегородской области не был включен федеральным Правительством в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Всего, по оценке, за 6 лет (2010 - 2015 годы) на монопрофильных территориях было создано порядка 15 тысяч постоянных рабочих мест (за 2015 год - более 900 рабочих мест), что положительно повлияло на стабилизацию ситуации на рынке труда. По состоянию на 01.01.2016 уровень регистрируемой безработицы по всем моногородам сложился ниже среднероссийского (1,3%).

По оценке, за 2010 – 2015 годы в экономику моногородов, в том числе на реализацию инвестпроектов, было вложено порядка 190 млрд рублей, из которых около 10 млрд рублей бюджетных средств.

Бюджетные средства направлялись, в первую очередь, на развитие инфраструктуры, поддержку малого предпринимательства, снятие напряженности на рынке труда, создание и модернизацию производств и др.

1.7. Реализация Президентской программы подготовки управленческих кадров

Министерство экономики совместно с Нижегородским региональным ресурсным центром осуществляет организационное обеспечение реализации на территории области Президентской программы подготовки управленческих кадров.

За 17 лет реализации программы обучено 2338 специалистов более 850 предприятий Н.Новгорода и Нижегородской области.

В 2014/2015 учебном году обучено 185 специалистов. 16 выпускников программы прошли в 2015 году стажировку в Германии, Японии, Сингапуре и Китае. Важно отметить, что 95% выпускников продолжают работать на территории Нижегородской области.

Продолжена практика приема иностранных стажеров – в 2015 году 8 сотрудников немецких организаций прошли стажировку в нашем регионе.

2. Повышение конкурентоспособности региона

2.1. Внедрение стандарта развития конкуренции в Нижегородской области

Министерство координирует внедрение в Нижегородской области Стандарта развития конкуренции. «Количество реализованных составляющих Стандарта развития конкуренции» учитывается в оценке эффективности деятельности руководителей субъектов РФ и руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Опыт нашего региона в качестве пилотного признан ФАС России успешным.

В рамках данной работы и в соответствии с требованиями федерального Стандарта министерством экономики в 2015 году:

- был организован опрос предпринимателей и потребителей по оценке конкурентной среды в Нижегородской области и барьерах по ее развитию;

- на основе данных ОМСУ проведен анализ состояния конкуренции и проблемных рынках для развития конкуренции в районах и городских округах;

- разработана и актуализирована «дорожная карта» по развитию конкуренции в области, в том числе по обновленному в 2015 году перечню рынков, а также ежеквартально проводится мониторинг её реализации на основе отчетов министерств и ведомств;

- подготовлен развернутый аналитический доклад о развитии конкуренции в регионе за 2014 год.

В 2016 году к реализации Стандарта будут активно подключены органы местного самоуправления. До 1 марта с Вами будут заключены соглашения о реализации Стандарта.

Кроме того, Стандартом предусмотрена оценка деятельности ОМСУ по содействию развития конкуренции, ранжирование и соответствующее поощрение, а также проведение постоянных обучающих мероприятий и тренингов. Эта работа также будет проводиться нами в 2016 году.

2.2. Мониторинг осуществления государственного и муниципального контроля

Министерство экономики проводит мониторинг осуществления государственного и муниципального контроля на территории Нижегородской области. Итоги 2015 года свидетельствуют о снижении нагрузки на бизнес по сравнению с 2014 годом -  число проверок сократилось на четверть. При этом можно сделать вывод, что бизнес более ответственно стал относиться к соблюдению требований законодательства – число нарушений сократилось почти в 2 раза.

Стоит отметить положительные тенденции в осуществлении муниципального контроля. Доля муниципальных проверок в 2015 году выросла в 4 раза к уровню 2014 года и составила 12,7% от всего количества проверок. Расширяется и его география: в 2014 году муниципальный контроль осуществлялся в 28 муниципалитетах, а в 2015 году – на территории 40 муниципальных образований.

2.3. План создания инвестобъектов Нижегородской области

В рамках Стандарта по инвестклимату в 2015 году министерством был актуализирован План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, в который входят наиболее крупные инвестиционные проекты области (производственные проекты с объемом инвестиций от 1 млрд руб., социальные - от 50 млн руб.).

В настоящий момент План включает в себя 192 действующих и планируемых проектов с общим объемом инвестиций 563 млрд рублей. В результате их реализации предполагается создание 30 тыс. новых рабочих мест, объем налоговых поступлений – 58 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом количество проектов Плана возросло на 7 единиц, и на 37 к 2013 году.

На официальном сайте минэкономики размещен территориальный разрез Плана. Стоит отметить, что количество территорий, в которых реализуются крупные инвестиционные проекты, ежегодно увеличивается – с 34 районов в 2013 году до 40 в 2015 году.

По ряду территорий на протяжении трех лет отсутствуют проекты, удовлетворяющие критериям Плана (Вознесенский, Воскресенский, Краснооктябрьский, Тонкинский, Шарангский районы).

Рекомендую ОМСУ активизировать работу по созданию условий для привлечения инвесторов.

2.4. Внедрение оценки регулирующего воздействия

Министерство экономики курирует процедуру проведения оценки регулирующего воздействия областных проектов правовых актов.

За 2015 год процедуру прошли 28 проектов правовых актов.

По итогам 2015 года Нижегородская область вошла в первую 20-ку регионов и попала в группу с «высоким» уровнем качества осуществления ОРВ в рейтинге Минэкономразвития России.

С 1 января 2015 года оценка по проектам муниципальных актов проводится в Нижнем Новгороде – с начала года процедуру прошли 10 проектов. Проведена необходимая работа и по внедрению ОРВ с 1 января 2016 года во всех муниципальных районах и городских округах области.

Одной из основных задач, на наш взгляд, является вовлечение предпринимательского сообщества в процесс проведения ОРВ, поскольку это повышает доверие граждан и бизнеса к принимаемым органами власти решениям.

3. Эффективность управления

3.1. Обеспечение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок для нужд области

В условиях ограниченности финансовых ресурсов огромное значение играет эффективное использование бюджетных средств. В этих целях минэкономики совместно с ГБУ «Нижегородсмета» проводилась экспертиза сметной документации объектов строительства и осуществлялось формирование рекомендуемых предельных цен на товары, работы, услуги для государственных нужд Нижегородской области. Кроме того, по запросам заказчиков проводился мониторинг цен на оборудование различного назначения, транспортные средства, топливо с целью обоснования начальных цен контрактов.

В результате проводимой работы снижение стоимости составило 564,2 млн рублей. Подробная информация представлена на слайде.

Напомню, что с ноября 2014 года закреплена необходимость согласования администрациями районов (городских округов) с министерством экономики рекомендуемых предельных цен на объекты строительства, заказчиками по которым являются ОМСУ, а финансирование предполагается осуществлять с привлечением средств областного бюджета. Согласование проводится перед размещением извещения о закупке на сайте госзаказа.

Однако, не все ОМСУ следуют этим правилам. Так, из 23 объектов, подлежащих согласованию с минэкономики, по 4 объектам ОМСУ в минэкономики не обращались, по 4 объектам документы направлены после заключения контракта.

Прошу в дальнейшем представлять в минэкономики документы в установленные сроки.

В 2015 году в целях обеспечения нормирования в сфере закупок минэкономики разработаны и утверждены Правила определения требований к закупаемой продукции (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

На основании данных Правил в срок до 1 апреля текущего года все госзаказчики области должны разработать и утвердить эти требования. Для разъяснения возникающих вопросов минэкономики организованы семинары с ОИВ области.

В этом году аналогичная работа проводится и в муниципальных образованиях области.

3.2. Оценка эффективности ОМСУ

В прошлом году были очередной раз подведены итоги оценки эффективности ОМСУ (за 2014 год). Результаты Вам всем известны (слайд).

Необходимо отметить, что последние три года за лидирующие места в своих группах активно борются г.о.Семенов, Ардатовский, Вознесенский, Вачский, Кстовский, Богородский, Воскресенский и Большемурашкинский районы, г.о.г.Бор.

В то же время некоторые муниципалитеты регулярно оказываются в группе отстающих (Уренский, Лукояновский, Ветлужский, Перевозский, Воротынский, Гагинский, Тонкинский, Краснооктябрьский районы).

2015 год мы будем оценивать уже по новым правилам: нами проанализированы предложения ОИВ и ОМСУ по корректировке оценки эффективности и сейчас вносятся соответствующие изменения в нормативно-правовые документы.

В частности, увеличивается число поощряемых муниципалитетов: гранты будут выдаваться за 1,2,3 места в соотношении 50, 30, 20% от суммы гранта, приходящегося на группу.

3.3. Обеспечение прозрачности деятельности ОИВ (сайт ПНО)

Министерство экономики, как координатор официального сайта Правительства области, ведет постоянную, системную работу по упрощению доступа граждан к информации о деятельности органов исполнительной власти, расширению тематики доступной информации. 

За 2015 год посещаемость сайта Правительства выросла в 2 раза, всего за год сайт посетили более 1,2 миллиона уникальных посетителей, которые просмотрели около 5 миллионов страниц.

По результатам постоянного мониторинга уровня открытости и доступности официальных сайтов, который проводит Минэкономразвития России, сайт Правительства области занимает 18 место среди регионов РФ.

Рекомендую ОМСУ также усилить информационную работу с населением в целях повышения прозрачности своей деятельности. Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления в 16 муниципалитетах не превышает 50%. Максимальное значение – в Шарангском районе (75%), минимальное значение – в Кстовском районе (35%).

Надо учиться рассказывать о своей работе, чтобы люди понимали, на что направлены действия власти.

 

 

Дата создания страницы: 23.04.2008
Дата модификации страницы: 17.02.2016